Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Последний звонок-2017-01Последний звонок-2017-02Новые школьные автобусыАвгустовская конференция 2016

Вопросы

Ответы

Каким образом проходят утверждение образовательные программы дошкольного образования? Компетентна ли сама образовательная организация в выборе и разработке программ, которые будет реализовывать?

Образовательная организация обладает самостоятельностью в осуществлении в  разработке  образовательных программ дошкольного образования, свободны в  выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (статья 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее – Федеральный закон).

Содержание образования в организациях, реализующих программы дошкольного и общего образования, определяется основными образовательными программами общеобразовательной организации, разрабатываемыми образовательной организацией самостоятельно на основе федеральных государственных образовательных стандартов и с учётом примерных образовательных программ (статьи 12, 28 Федерального закона).

Организация (или группа) может разрабатывать программы самостоятельно, не опираясь на какие-либо примерные программы. Употребленный в данной статье, а также в Федеральном законе термин «с учетом» означает предоставление организации права и возможности ознакомиться с существующими примерными программами, оценить их пригодность для своей образовательной деятельности и принять решение об использовании или неиспользовании данных примерных программ при разработке образовательной программы (программ) дошкольного образования.

Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной (часть 10 статьи 12 Федерального закона).

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 12 статьи 12 Федерального закона), в частности, Министерство образования и науки Республики Алтай.

Каковы условия осуществления инновационной деятельности в сфере образования в Российской Федерации?

В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) инновационная деятельность в сфере образования ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта программы должны быть обеспечены соблюдением прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

Порядок признания организаций региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 20 Закона об образовании).

С какого возраста начинается и в каком завершается дошкольное образование?

В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

В соответствии с пунктом 6 Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России 30 августа 2013 г. № 1014, зарегистрирован в Минюсте России 26 сентября 2013 г., регистрационный № 30038) образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Согласно части 1 статьи 61 Закона об образовании образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Одним из оснований отчисления обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность, является получение образования (завершение обучения).

Какие лица имеют право на занятие педагогической деятельностью?

Согласно части 1 статьи 46 Закона об образовании, право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утверждённому приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (далее – Приказ о ЕКС), лицо, претендующее на должность воспитателя (включая старшего), должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Вместе с тем, поскольку Приказ о ЕКС вступил в силу только 31 октября 2010 г., к работникам образования, принятым на соответствующие должности до даты его вступления в силу, не могут предъявляться требования к квалификации, предусмотренные в квалификационных характеристиках, так как данный нормативный акт обратной силы не имеет.

Одновременно сообщаем, установление штатного расписания, прием на работу работников, заключение и расторжение с ними трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников является компетенцией образовательной организации (часть 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Для каких категорий граждан предусмотрена компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях?

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования (часть 3 статьи 5 Федерального закона).

Согласно части 6 статьи 65 Федерального закона порядок обращения за получением компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Наряду с реализацией образовательной программы дошкольного образования, за дошкольными образовательными организациями закрепляется обязанность осуществления присмотра и ухода за детьми (часть 1 статьи 65, пункт 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании). При этом под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Закона об образовании).

За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Законом об образовании. 

Не допускается включение в родительскую плату расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов  на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (часть 4 статьи 65 Закона об образовании).
Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (часть 2 статьи 65 Закона об образовании).
В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных 
и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации (часть 5 статьи 65 Закона об образовании).
Родительская плата не взимается за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных 
и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (часть 3 статьи 65 Закона об образовании).
Вместе с тем согласно статье 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г.
№ 184–ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также пункту 5 статьи 20 Федерального закона 
от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан.
Финансирование указанных полномочий не является обязанностью соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, оно осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Имеют ли право родители (законные представители) получить денежную компенсацию в случае, если их дети не получили место в государственных, муниципальных образовательных учреждениях?

Депутатами Государственной Думы Российской Федерации разрабатывался проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», согласно которому в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, которым не предоставлено место в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация. На сегодняшний день проект снят с рассмотрения, указанные изменения в силу не вступили.
Таким образом, на федеральном уровне выплата компенсации родителям детей, не посещающих дошкольные образовательные организации, не предусмотрена.
Одновременно сообщаем, что согласно статье 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184–ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, в том числе для неполных семей, воспитывающих детей дошкольного возраста (например, компенсацию за дошкольное образование ребенка в условиях семейного воспитания при невозможности предоставить ему место в дошкольной образовательной организации, выплату социальных пособий родителям детей с полутора до трех лет и др.).
Дополнительно информируем, что принятие нормативных правовых актов о порядке и условиях назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, относится к полномочиям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Как рассчитывается допустимое количество детей в группах дошкольных образовательных организаций?

Согласно пункту 1.9. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2003 г. № 26 (далее – Санитарные правила), количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до трех лет) не менее 2,5 кв. м на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от трех до семи лет) - не менее 2 кв. м на одного ребенка, фактически находящегося в группе.
Вместе с тем пункт 1.9 Санитарных правил признан недействующим в части, определяющей установленные в этом пункте нормативы исходя из площади (групповой) игровой комнаты на одного ребенка, фактически находящегося в группе (решение Верховного Суда РФ от 04.04.2014 N АКПИ14-281).
Контроль за выполнением Санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей – Роспотребнадзором.

Предусмотрены ли выплаты компенсации родителям за то, что ребенку не может быть предоставлено место в детском саду?

Депутатами Государственной Думы разрабатывался проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании»», согласно которому в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, которым не предоставлено место в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере пяти тысяч рублей ежемесячно за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако поскольку инициаторы законопроекта не смогли убедительно обосновать финансовое обеспечение его реализации, законопроект был снят с рассмотрения Государственной Думой. Указанные изменения в силу не вступили.
В настоящее время на федеральном уровне не установлены законодательные нормы выплаты родителям компенсации за то, что ребенку не может быть предоставлено место в детском саду.
Вместе с тем, у субъектов Российской Федерации, согласно действующему законодательству, есть право на установление мер социальной поддержки семей, имеющих детей. Статья 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяет, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе ввести за счет бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (например, компенсацию за дошкольное образование ребенка в условиях семейного воспитания при невозможности предоставить ему место в детском саду, выплату социальных пособий родителям детей с полутора до трех лет и др.).
Финансирование указанных полномочий не является обязанностью соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Оно осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
За разъяснениями о наличии указанных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории конкретного субъекта Российской Федерации рекомендуем Вам обратиться в органы управления образованием соответствующего субъекта.

Какие категории граждан имеют первоочередное право на прием детей в дошкольные образовательные организации?

Первоочередное и внеочередное право при приеме детей в дошкольные образовательные организации (далее – ДОО) всех типов и видов для отдельных категорий граждан может быть установлено только законодательными и нормативными правовыми актами федерального уровня.
В виду особых условий труда первоочередное и внеочередное право при приеме детей в ДОО на федеральном уровне установлено для детей сотрудников полиции (пункт 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»), детей работников прокуратуры (пункт 5 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации»), детей судей (пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 26 июня 1992 г. № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации»), детей военнослужащих по месту жительства их семей (пункт 6 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), детей сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 14 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Первоочередное или внеочередное право на получение путевки в ДОО для детей из семей, в которых воспитываются также дети-инвалиды, в федеральном законодательстве не закреплено. 
Одновременно сообщаем, что согласно статье 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан (например, компенсацию за дошкольное образование ребенка в условиях семейного воспитания при невозможности предоставить ему место в ДОО, выплату социальных пособий родителям детей-инвалидов и т.д.).
Финансирование указанных полномочий не является обязанностью соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления; оно осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
В Российской Федерации существует законодательно установленное разграничение полномочий в сфере дошкольного образования. Согласно законодательству, организация общедоступного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (подпункт 11 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Дополнительно информируем, что в соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Таким образом, если право ребенка на общедоступное дошкольное образование нарушается, его родители (законные представители) могут отстаивать это право в порядке гражданского судопроизводства.
Кроме того, граждане имеют право обратиться в Прокуратуру Российской Федерации как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Какие услуги в детском саду являются платными? Кто устанавливает их перечень и размер платы?

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации, статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) граждане нашей страны имеют право на общедоступное бесплатное дошкольное образование.
Образовательные услуги в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях предоставляются бесплатно. 
Статьей 53 Закона закреплено, что основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, а в случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании.
В указанный договор может быть включен расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком в дошкольной образовательной организации. Данным договором регулируются взаимоотношения между образовательной организацией и родителями, взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации. 
Плата может взиматься также за дополнительные платные образовательные услуги, которые оказываются ребенку в государственных и муниципальных образовательных организациях в соответствии с приложением об оказании платных образовательных услуг к указанному договору об образовании. 
Оказание родителями любой спонсорской помощи детскому саду – финансовой или материальной – является сугубо добровольным. При этом дополнительные средства перечисляются родителями на счет образовательной организации. Если нарушается принцип добровольности и происходит принудительный сбор денежных средств, то это свидетельствует о неправомерности действий руководителя образовательной организации. 
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2001 г. № 22-06-648 «Об усилении контроля за выполнением законодательства об образовании Российской Федерации в образовательных учреждениях» в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, были направлены рекомендации об усилении контроля за выполнением законодательства об образовании Российской Федерации в образовательных организациях.

Как формируется очередь в дошкольные образовательные организации? Возможен ли перевод из очереди одной организации в другую?

Пунктом 1.6 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, которые также являются учредителями дошкольных образовательных организации (далее – ДОО).
Каждый учредитель имеет отдельную очередь и свой порядок учета.
Таким образом, перевод в ДОО с учетом очередности на территории разных субъектов Российской Федерации или разных муниципалитетов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, может быть осуществлен при условии, что такая возможность предусмотрена учредителями образовательных организаций в порядке учета детей.