Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Августовская конференция 2018ВФМС2017Президентские игры-2017Линейка-2017-2

  • За 25 лет в системе дошкольного образования

    Дошкольное образование

    Система дошкольного образования за 25 лет своего существования претерпела значительные изменения.

    Важную роль в развитии дошкольного образования сыграл выход «Концепции дошкольного воспитания» (1989 г.). Концепция существенным образом меняло отношение к дошкольному детству, провозглашая период дошкольного детства как самоценный период в развитии личности ребёнка, меняла учебно-дисциплинарную модель дошкольного обучения и воспитания на личностно-ориентированную, повышала роль педагога дошкольного учреждения, вносила изменения в перестройку системы управления и структуры детского сада. Важное значение при этом уделялось национально-региональному компоненту содержания дошкольного образования.

    В Горном Алтае были сделаны первые шаги в создании учебно-методической базы детских садов:

    - Программа обучения детей алтайскому языку «Алтай тилди уредери ле эбиреде телекейле таныжары» (1989г. автор Е.Н. Тобоева);

    - Знакомим детей с окружающим миром (1991, на алтайском языке, под  авторством коллектива педагогов Яконурского детского сада);

    - Хрестоматия для детей дошкольного возраста на алтайском языке «Огош болчомдорго кычырар бичик» (1991г.- автор Е.Н. Тобоева);

    - Алтайская литература (Хрестоматия для детей дошкольного и младшего школьного возраста) (1991г. – автор Г.Н. Огнева);

    - Детям о культуре и искусстве алтайского народа (методические рекомендации, 1992г. – автор Г.Н. Огнева)

    - Детям о русских народных праздниках (методические рекомендации, 1992 г.. автор В.Д. Затулякина).

    1991 год является годом преобразования системы общественного дошкольного воспитания. С началом перестройки число дошкольных учреждений сокращается в связи с резким уменьшением рождаемости. Меняются их виды и облик. Дети и родители нуждаются в квалифицированной помощи и проблема перестройки деятельности дошкольных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения нужд семьи. В эти сложные годы педагоги дошкольных учреждений Горного Алтая объединились в единой задаче сохранения дошкольных учреждений, воспитание духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности. В этом строю работали такие прекрасные педагоги дошкольного образования, как Т.А. Астахова, Л.И. Бабаева, Г.А. Богданова, Н.В. Вострикова, В.А. Дворникова, В.Д. Затулякина, В.С. Итпалина, В.Н. Корхунова, Н.Д. Кремер, Л.Т. Лучшева, З.П. Кудрявцева, М.И. Матина, Г.Н. Огнева, Р.Т. Тенгерекова, О.Ф. Шадрина, Л.М. Яшева многие и многие другие. Сейчас они являются ветеранами дошкольного образования.

    С 2000 годов происходят демократические преобразования, следствием стало многообразие видов дошкольных учреждений, свобода выбора педагогом программ воспитания и обучения.

    В Республике Алтай продолжает создаваться учебно-методическая база детских садов, добавляются имена авторов этих работ:

    - Хрестоматия для детей дошкольного возраста (2006) - авторы Г.Н. Акунова, В.Н.Корхунова;

    - Музейная педагогика (методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с культурой и искусством мастеров Горного Алтая), 2007 г. – автор Н.В. Вострикова;

    - автором Е.Н. Тобоевой издано более 15 наименований учебно-методических пособий для дошкольных образовательных учреждений республики: образовательная программа дошкольного образования «Росточек» (2002, 2007, 2013); методические рекомендации к образовательной программе дошкольного образования «Росточек» (2006); программа дошкольного образования по алтайскому языку и  методические рекомендации к ним (2006,2009); хрестоматия для детей дошкольного возраста на алтайском языке «Кунеш» 2004 и методические рекомендации к ним, 2007); методическое пособие для воспитателя «Ойнот унет, баланы (Учите детей, играя) 2006, программно-методическое пособие по музыкальному развитию для детей дошкольного возраста «Радость – Суунчи», 2008 (в соавторстве с Л.А. Бессоновой); программно-методическое пособие по ознакомлению детей с Родиной «Мой Алтай», 2010; методические рекомендации к составлению рабочей программы ООПДО «Росточек» (2012).

    С 2010 года системе дошкольного образования стало уделяться важное значение.  На всероссийском и региональном уровне проводятся различные конкурсы на  лучшие модели дошкольного образования, обеспечивающие доступность дошкольного образования для всех детей.

    На всероссийском конкурсе приняли участие более 25 детских садов. Лауреатами конкурса стали детские сады г. Горно-Алтайска. Усть-Канского, Майминского, Чойского и других районов.

    В Республике Алтай стали победителями региональных конкурсов такие детские сады, как муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 7 общеразвивающего вида города Горно-Алтайска»; муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 14 общеразвивающего вида города Горно-Алтайска»муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Олененок» с. Майма, Майминского района; детский сад «Айучак» муниципального общеобразовательного учреждения «Курайская средняя общеобразовательная школа»; детский сад «Веселый городок» муниципального общеобразовательного учреждения «Онгудайская начальная общеобразовательная школа» и другие.

    Новый федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепил дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус впервые в истории российского образования обозначил необходимость введения федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

    Дошкольные образовательные организации республики приняли участие во всероссийском мониторинге готовности образовательных организаций к введению ФГОС ДО.

    Разработан и утвержден план-график повышения квалификации руководящих и педагогических работников, реализующих программы дошкольного образования (утвержден приказом БОУ «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай от 29 января 2014 года № 10). Согласно данному плану-графику за период с 2014 по декабрь 2015 года обучено 100% педагогов дошкольных образовательных организаций в соответствии с ФГОС ДО.

    В соответствии с ФГОС образовательная программа дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть (60%) предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих областях. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (40%), включает различные направления развития ребенка, и учитывает специфику национальных, социокультурных условий (этнокультурная составляющая), в которых осуществляется образовательная деятельность.

    Этнокультурная составляющая в ДОО республики обеспечивается по программно-методическому пособию «Этнокультурная составляющая содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования» (2015) и Хрестоматии для детей дошкольного возраста «Арба кылгада» (автор Е.Н. Тобоева) и другие пособия. Начинают научную деятельность молодые авторы Я.А. Мандина и А.В. Кундюшева. Ими изданы методические пособия «В мире цифр и мер», «Изучаем алтайский язык» (на алтайском языке).

    По изданным программно-методическим пособиям работают все образовательные организации, предоставляющие услуги дошкольного образования.

    Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части достижения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет региональная и муниципальные поэтапные программы («дорожные карты») по ликвидации очередности в дошкольные учреждения и максимальному охвату детей в возрасте от трех до семи лет местами в дошкольных образовательных учреждениях (далее - «дорожные карты»).

    «Дорожные карты» включают два основных направления: ликвидация очередности за счет развития государственной (муниципальной) системы дошкольного образования и использование возможностей негосударственного сектора дошкольного образования.

    Первое направление реализуется за счет создания дополнительных мест на свободных площадях образовательных учреждений и дошкольных образовательных организации; возврата в систему дошкольного образования ранее переданных детских садов; реконструкции зданий и помещений; строительства и выкупа новых зданий дошкольных учреждений.

    На указанные мероприятия из федерального бюджета бюджету Республики Алтай за 3 года на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования выделены 549,221 тысяч рублей. Также были предусмотрены  региональное софинансирование программ развития образования по направлению «модернизация регионально-муниципальных систем дошкольного образования» (МРСДО) в объеме 378,491 тыс. рублей.

    По состоянию на 1 января 2016 года количество созданных дополнительных мест, в том числе за счет комплекса мероприятий по МРСДО, составило 5193 места. Приобретено 9 новых зданий детских садов на 860 мест, построено и реконструировано 5 детских садов на 570 мест. Проведено капитальных ремонтов и возвращено в систему дошкольного образования 41 здание для размещений детских садов на 1216 мест.

    Наименование показателя

    1990

    1995

    1999

    2000

    2006

    2007

    2008

    2009

    2010

    2011

    2012

    2013

    2014

    2015

    Количество  детей (тыс. чел.)

    11449

    6526

    5168

    5324

    6867

    7328

    7689

    7877

    8362

    9032

    10008

    10453

    12229

    14526

    Доля охваченных детей соответствующего возраста

    48,8%

    32,8%

    31,9%

    33,5%

    41,1%

    40,5%

    39,3%

    39,7%

    48,5%

    49,5%

    74%

    80,3%

    84%

    100%

    Количество организаций, предоставляющих услуги дошкольного образования

    199

    130

    119

    116

    130

    135

    136

    136

    149

    153

    154

    151

    152

    174

    Таблица 1. Динамика охвата детей дошкольным образованием, осваивающих программы дошкольного образования

    Развивается сеть негосударственных (частных) образовательных организаций дошкольного образования. На 1 января 2016 года функционировало 7 официально зарегистрированных и имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности частных детских садов, в которых получают дошкольное образование 323 ребенка (2,2 % от общего количества обучающихся дошкольников) (в 2013 г. – 0, в 2014 г. –2 детских садика).

    В Республике Алтай очередности в дошкольные учреждения детей в возрасте от трех до семи лет нет.

    Во всех субъектах Российской Федерации, так и в Республике Алтай  внедрена электронная очередь по учету детей, нуждающихся в местах в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования.





Возврат к списку