Сегодня, когда мир открывает границы для каждого, особое место уделяется людям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и (или) инвалидностью. В каждом городе, на каждой улице устанавливаются специальные светофоры с тактильно-звуковым дублированием сигналов, у входа в магазины установлены пандусы, а рядом с ними находится кнопка вызова персонала для помощи в преодолении «преград», в общественных местах установлены тактильные таблички и пиктограммы, а в образовательных организациях создаются специальные условия.
На сегодняшний день в России насчитывается более 1,15 миллионов обучающихся в ОВЗ, из них 31 685 детей с расстройством аутистического спектра (далее – РАС), в школах Республики Алтай обучается 68 детей данной категории.
Детский аутизм – распространенное нарушение психического развития ребенка, которое характеризуется снижением к установлению эмоционального контакта, трудностями взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией, сопротивлением к малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними, а также задержкой и нарушением развития речи.
В силу того, что РАС прежде всего характеризуется спектром нарушений, каждый ребенок имеет свои особенности - некоторые лишь немного отличаются от нормально развивающихся сверстников нежеланием идти на контакт, при этом их интеллектуальное развитие оценивается как нормальное или даже высокое, у других нарушено сенсорное восприятие – ребенок не реагирует на звук, свет и речь, у третьих нарушена двигательная функция, у четвертых диагностируется умственная отсталость.
Детям с РАС в образовательных организациях создаются специальные условия для создания комфортной обстановки в социуме. Одним из обязательных условий является постоянное психолого-педагогическое сопровождение, корректирующее нарушенное развитие ребенка и благодаря которому у него появляется возможность выйти в большой мир людей и вступить с ними в контакт. Также для детей данной категории разрабатываются адаптированные основные общеобразовательные программы, в которых коррекционно-развивающая часть является обязательной, так как способствует гармонизации психоэмоционального состояния обучающегося.
В то время пока одна часть общества не понимает и не принимает проблемы людей с РАС, вторая создает организации, фонды, помогающие людям с проблемами в развитии, которые впоследствии доказывают, что ЭТО ТАКИЕ ЖЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ТАК ЖЕ, КАК И ВСЕ, МЕЧТАЮТ ЛЮБИТЬ, УЧИТЬСЯ И ПОЗНАВАТЬ МИР.
В России одной из таких организаций является Фонд «Выход», который уже на протяжении многих лет помогает людям с РАС социализироваться в обществе.
2 апреля 2020 года пройдет уже 15 акция «Зажги синим», которая направлена на привлечение общественного внимания к проблеме аутизма, изменения отношения в обществе к людям, страдающим данным синдромом, и семьям, где воспитываются такие дети.
Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» в честь Всемирного дня распространения информации об аутизме подготовил материалы, которые в полной мере показывают, каким видят мир люди с аутизмом, как они его воспринимают, как понимают и почему именно в синий цвет 2–го апреля окрасятся знаковые места.
Посмотрев данные материалы, вы поймете то, как живут люди с расстройством аутистического спектра, и глубже осознаете проблему их социализации:
Не забывайте, что чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком с РАС, тем в большей степени можно рассчитывать на его компенсаторные возможности. ОНИ просто ДРУГИЕ, ИМ ТОЖЕ НУЖНО ДАТЬ ШАНС ЛЮБИТЬ, МЫСЛИТЬ, УЧИТЬСЯ И МЕЧТАТЬ.