Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Вернуться к обычному виду


  • 22 августа 2018

    Доклад министра образования и науки Республики Алтай А.В. Бондаренко на Августовском совещании - 2018

    Профессиональное развитие педагогических работников как ресурс повышения качества образования в Республике Алтай

    Образование является главным ресурсом развития государства. Именно нашей отраслью создаются завтрашние экономика, социум и культура России.

    «Равные образовательные возможности – мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости» – подчеркнул Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в Послании Федеральному собранию.

    Ожидаемый от педагогов продукт – «качество образования». Проанализируем каждую из его составляющих: условия, прежде всего, кадры, образовательный процесс и результат.

    Благодаря всем этапам модернизации системы образования в развитии сети, оснащении учреждений дошкольного, общего и среднего профессионального образования нам удалось совершить значительный прорыв.   

    Объем средств, поступивших в этом году в отрасль из республиканского и муниципального бюджетов, превысил более 3 миллиардов рублей, что говорит о стабильности развития системы образования в регионе.

    Оценить масштабность произошедших в региональном образовании позитивных изменений можно, сравнив, что было в наших детских садах, школах, колледжах еще несколько лет назад, и что мы имеем сегодня. О том, как изменился их облик, убедительно говорят фотографии, представленные на слайде, а также следующие факты: повысилась доступность дошкольного образования через использование вариативных форм и строительство новых детских садов. За последние 3 года в республике построено 9 дошкольных учреждений. Впереди задача – вовлечение в дошкольное образование детей до 3 лет.

    В школах увеличилась оснащенность современным компьютерным, учебно-лабораторным оборудованием, решена проблема с учебниками, горячим питанием.

    Улучшились условия для занятий спортом, что позволило увеличить долю школьников, занимающихся физической культурой и спортом, до 53 %.

    Меняется облик учреждений профессионального образования, что несомненно скажется на качественной подготовке будущих специалистов для различных отраслей экономики нашего региона.

    В соответствии с майскими Указами Президента Российской Федерации зарплата педработников   сохраняется на уровне средней по экономике в регионе. Спасибо, Александр Васильевич, за то, что вопросы заработной платы педагогов остаются в центре Вашего внимания!

    Государство вправе предъявлять высокие требования с учётом того, что наша отрасль находится в фокусе его пристального внимания в течение последних лет.

    К сожалению, приходится констатировать, что изменений, адекватных затраченным средствам, в отношении педагога к своим обязанностям, к самому обучающемуся, к сожалению, не произошло.

    Качество образования напрямую зависит от наличия специалистов и их квалификации. Основным ресурсом системы образования являются кадры. Одна из главных задач предстоящего периода – дать новый импульс работе с педагогическими кадрами, сосредоточиться на повышении качества образования, повысить роль психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Работа по этим направлениям актуальна и необходима на каждом уровне образования.

    Сегодня главной проблемой системы образования нашей республики является дефицит педагогических кадров, несмотря на то, что ежегодно педколледж и Горно-Алтайский университет готовят свыше 360 специалистов.

    Как видите, наиболее востребованы учителя начальных классов, воспитатели дошкольных учреждений, учителя математики, иностранных языков, психологи, учителя музыки и технологии. По сути, это – кадры, обеспечивающие базовое образование.

    Причинами кадрового голода является увеличение численности обучающихся, старение кадров, которое опережает приток молодых.

    Нам не удалось так повысить престиж профессии, чтобы, окончив вуз, колледж каждый молодой специалист стремился работать по специальности.

    До сих пор не отлажено взаимодействие муниципальных образований, педколледжа и ГАГУ, и потому в школы и детские сады не приходит каждый 2-й выпускник.

    Потому что, по мнению выпускников, требования к учителю со стороны государства, общества, его трудозатраты не сопоставимы с уровнем заработной платы.

    Уважаемые участники совещания!

    В этих условиях, когда дефицит педкадров нарастает, их наличие в отрасли должно стать персональной ответственностью и глав, и руководителей муниципальных органов управления образованием, и руководителей образовательных организаций.

    Мы должны работать над «целевым» обучением в вузах, колледжах, реализующих специальности педагогического профиля.

    К сожалению, ресурс целевого обучения недооценивается, об этом свидетельствует приемная кампания не только текущего года.

    Работа с «целевиком» не должна заканчиваться его приемом в вуз или колледж. Если руководитель образовательной организации будет обеспечивать педагогическую практику, оказывать методическую помощь целевику, а глава муниципального образования – материальную поддержку, то молодой специалист гарантированно вернется в район.

    Если такого сопровождения во время его обучения в вузе нет, то о своих обязательствах в предоставлении выпускнику рабочего места в муниципалитетах быстро забывают. На сегодня в педвузах обучаются 32 студента, а вернутся ли они в республику? Этот вопрос требует нашего с Вами решения.

    В наступающем учебном году наше министерство намерено работу по подготовке целевиков осуществлять во взаимодействии с организациями профессионального образования и муниципалитетами, отслеживать, буквально, судьбу каждого.

    Не менее значимо, чтобы молодые кадры не только приходили в наши учреждения, но и закреплялись в них. Необходима система мер материальной и моральной поддержки при участии профсоюзных, общественных организаций. Одна из задач, которую поставил перед нами Президент РФ это развитие института наставничества, необходимо обратить особое внимание руководителям школ на то, кто должен быть наставником молодого педагога

    Согласитесь, что для стабилизации кадровой ситуации внимание, поддержка должны распространяться не только на молодых, но и на всех педагогов, независимо от стажа их работы.    

    Необходимо чтобы в муниципалитетах сохранялись существующие и разрабатывались новые программы, ориентированные на поддержку кадров в нашей системе образования.

    Кроме того, прошу не забывать о моральной поддержке учительства, повышении его престижа в обществе. Мы же, коллеги, в свою очередь, должны соответствовать идеалам, заложенным предыдущими поколениями     педагогов: высокая образованность и нравственность, преданность своей профессии и любовь к детям. Всё это относится к нашим ветеранам, поблагодарим их аплодисментами. Именно в таких кадрах нуждается система образования Республики Алтай.

    В условиях систематически обновляющегося содержания образования огромное значение приобретают квалификация педагога, его непрерывный профессиональный рост, постоянное самообразование.

    От этого напрямую зависит качество образования. Как вы помните, известное выражение гласит: оно не может быть выше качества работающих в нём учителей.

    За последние 5 лет в наши учреждения поступило новейшее учебное оборудование. Делалась ставка на то, что это сформирует нового педагога, даст ему инструмент для повышения интереса детей к обучению. Овладев таким оборудованием, учитель станет «своим» для учеников 21 века.

    Сложилась ситуация, когда школа, приоритетно получив учебное оборудование, которого по-прежнему недостаёт в детских садах и учреждениях дополнительного образования, она не дала качественно нового образования.

    Оказалось, что важнее хотеть, чем уметь пользоваться оборудованием.

    Коллеги, в предстоящем учебном году необходимо изменить ситуацию и использовать этот мощнейший ресурс с полной отдачей. Необходимо обратить внимание на использование этого оборудования в работе с детьми с ОВЗ, одаренными детьми.

    Всегда качество образования напрямую связывалось с квалификацией учителей. Теперь этот принцип работает не везде.

    В некоторых муниципалитетах высокая квалификация педагогов наблюдается лишь на бумаге.

    Отчётливо такая тенденция проявилась в районах, представленных на слайде, где большое число педагогов имеет высокую квалификацию, которая, увы, не подтверждается объективными результатами детей по итогам различных оценочных процедур, а также участием в инновационной деятельности.

    Человек добился определённых успехов и остановился в развитии. Очевидно, что механизм стимулирования качества не срабатывает.

    Из-за разных подходов к оценке эффективности деятельности педагога, неравноценных критериев формирования стимулирующих выплат происходит разрыв между учреждениями по качеству обучения.

    Справедливости ради должен сказать, что, в целом, наш регион из года в год повышает уровень обученности, прежде всего, по русскому языку. В этом году нам удалось достичь существенного прорыва по математике. В полтора раза увеличилось количество пятерок по математике базового уровня (2018 год – 661, 2017 год – 387). В три раза уменьшилось количество не преодолевших минимальный порог. Это – результат адресной поддержки и индивидуальной работы с учителями математики в рамках регионального проекта по повышению качества образования. От задач, связанных преодолением выпускниками минимального порога по химии, биологии, физике, обществознанию необходимо переходить к более высоким качественным достижениям.

    Показать качество знаний по этим предметам в следующем учебном году – задача для всего региона. Надеемся, что стабильно положительные результаты по обязательным предметам сохранятся в Турочакском и Усть-Коксинском районах. Смогут удержать достигнутую в этом году положительную динамику по высокобалльным работам Кош-Агачский и Усть-Канский районы. Пора покидать ряды отстающих по качеству образования учителям Улаганского, Чемальского районов.

    В последние годы появился новый инструмент оценки качества и в профессиональном образовании – международные стандарты Ворлдскиллс. Они предъявляют высокие требования к практическим профессиональным навыкам. В связи с этим учреждения профессионального образования оперативно перестраиваются, усиливают практическую часть обучения, проводят демонстрационные экзамены, которые являются обязательным допуском к работе.

    Качество образования зависит не только от педагогов, но и от руководителей.

    Коллеги, в системе образования Республики Алтай работает немало талантливых директоров школ, которые создали сильные учреждения с особой атмосферой, с талантливыми педагогическими коллективами, нацеленными на постоянный творческий поиск и высокий результат. Во многом благодаря таким руководителям и развивается наше образование.   

    Мы возродили в этом году конкурс «Лидер в образовании», цель которого – выявление и поддержка руководителей образовательных организаций региона с новыми идеями и проектами. Необходимо каждому муниципалитету готовить своего представителя к участию в этом конкурсе в 2020 году.

    Уважаемые главы администраций!

    Руководитель образовательного учреждения – ключевая фигура в нашей отрасли. И к подбору этих кадров следует относиться с особой тщательностью.

    До тех пор, пока в районах одним из критериев отбора руководителей будет желание «порадеть родному человечку», нам вряд ли стоит ждать улучшения качества образования. Хотя Президент страны Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному Собранию поставил задачу – «выстроить открытую, современную систему отбора и подготовки управленческих кадров, директоров школ». Назначение директоров образовательных учреждений необходимо осуществлять только через конкурсный отбор.

    И о репетиторстве.

    Уважаемые коллеги! Наша задача сделать так, чтобы урок был не только формой учебного процесса, но и основой в достижении качества образования. А если многим школьникам приходится заниматься на стороне, то создаѐтся впечатление, что учитель это делает преднамеренно, обеспечивая себя или коллег дополнительным заработком.

    Напомню, что Законом об образовании введѐн запрет на оказание репетиторских услуг учителем своим ученикам. Думаю, что руководители в состоянии обеспечить выполнение этого требования, не допускать массового репетиторства, незаконных занятий в стенах школы. В противном случае нам не стоит сетовать на неуважительное отношение общества к педагогу. Мы должны исключить ситуации, подрывающие авторитет школы и учителя.

    Уважаемые коллеги! Определяющим ресурсом улучшения качества образования является повышение мотивации, интереса детей к учению.

    Этому способствует профильное обучение. Сегодня это – вектор развития старшей школы и серьѐзный инструмент выбора профессии, а по сути, жизненного пути наших детей. Поэтому профильное обучение обязано ориентироваться на потребности регионального рынка труда.

    Уважаемые руководители управлений образования!

    Нам необходимо активизировать работу по созданию профильных классов. Это особо актуально в преддверии введения ФГОС среднего общего образования в 2020 году, в соответствии с которым 40% от общего объема образовательной программы отводится части, формируемой участниками образовательных отношений. Именно это должно лежать в основе формирования профильных классов, а не ссылки «на запросы родителей». Запросы будут, если будет качественное обучение на профильном уровне. Для этого необходимо активнее использовать ресурсы и возможности не только общего, но и профессионального, высшего образования, обеспечить доступ к электронным образовательным платформам, создаваемым ведущими вузами страны.

    Нужно вести работу с родителями, чтобы они понимали, что в этих вопросах нужно больше доверять мнению профессионалов.

    Коллеги! Для развития творческих и интеллектуальных способностей детей, привлечения их к научно-исследовательской деятельности в республике используются различные возможности. Мы ставим задачу ежегодного увеличения на 4,5 процентов доли участников всероссийской олимпиады школьников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года.

    Важно также обратить внимание на качество подготовки учащихся к олимпиаде школьников. Залогом эффективной работы с одаренными детьми является совместная работа образовательных учреждений и высшей школы. В этом году Горно-Алтайским университетом совместно с Республиканским центром дополнительного образования была организована Школа одаренных детей «Эврика», которая собрала победителей и призёров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, обучающихся 7-8 классов образовательных организаций республики.

    Уважаемые преподаватели Университета!

    У вас сложились различные подходы к сопровождению одарѐнных школьников. Но нам важно выработать единую систему, которая бы повышала вашу заинтересованность в высоких результатах участников Всероссийской олимпиады.

    На развитие каждого школьника нацелена и система дополнительного образования. Однако материально-техническая база большей части этих организаций морально и физически устарела.

    Предлагаем провести на местах «ревизию» организаций дополнительного образования, рассмотреть возможность использования ресурсов учреждений культуры и спорта. Ещѐ одним ресурсом развития дополнительного образования может стать негосударственный сектор. В этом направлении нам необходимо активизировать совместную деятельность.

    На местах нужно организовать работу с предпринимателями по привлечению их в систему дополнительного образования детей.

    Учитывая актуальность проблем, связанных с безопасностью детей и их психическим здоровьем, в зоне нашего внимания должны оставаться вопросы психолого-педагогического сопровождения обучающихся на всех уровнях обучения. В этом году нам удалось существенно улучшить обеспеченность образовательных организаций республики специалистами психолого-педагогического направления.

    Следующим этапом в   новом учебном году для нас является обеспечение необходимого количество логопедов, социальных педагогов в каждом образовательном учреждении. Необходимо всем педагогам, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями пройти переподготовку и получить дефектологическое образование.

    Обращаю особое внимание на создание в образовательном учреждении толерантной среды, в том числе для детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, поскольку это не только задача педагога-психолога, а планомерная, целенаправленная работа всего педагогического коллектива совместно с родителями и общественными организациями.

    Уважаемые коллеги!

    Рассматриваемые сегодня вопросы, касающиеся кадровой политики, управления качеством образования считаем определяющими для региональной системы образования. Наши конкретные планы и решения по этим вопросам должны быть направлены на выполнение следующих задач:

    - внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»;

    - внедрение национальной системы профессионального роста педагогов;

    - подготовка к введению новой модели аттестации педагогических кадров;

    - создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов. Эти и другие стратегические задачи ориентированы на достижение целей и целевых показателей, обозначенных в Указе Президента страны В.В. Путина от 7 мая 2018 года. Это – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

    Поскольку каждое муниципальное образование, образовательная организация живет по своим традициям, имеет различные кадровые, социальные возможности дать единый рецепт решения этих задач невозможно. Вы должны найти собственные резервы, подходы, сделать ставку на людей, которые смогут наполнить нашу работу новыми идеями, смыслами и технологиями в предстоящем учебном году!


    Документ:  Загрузить


Возврат к списку