Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Вернуться к обычному виду

  • С нового учебного года реализуются ФГОС начального и основного общего образования

    С 1 сентября 2022 года в России вводятся обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования.

    Стандарты обновляются примерно раз в десять лет. Действующие стандарты были утверждены в 2009 (начальная школа), 2010 (основная школа), 2012 (старшая школа) годах.

    Главной задачей обновленных ФГОС является конкретизация требований к ученикам, так как результаты обучения на предыдущих этапах были недостаточно детализированы. Определены чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Каждый стандарт включает три вида требований:

    требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

    требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

    требования к результатам освоения основных образовательных программ. Главная задача ФГОС третьего поколения.

    Принципиальным отличием обновленных ФГОС является ориентир на формирование функциональной грамотности. В его основе – работа с информацией, моделирование, рефлексия.

    Учащийся должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям. В обновленных ФГОС появляется новая установка на совместную деятельность как отдельный планируемый метапредметный результат. При этом, если раньше учебные программы дисциплины определяли цели, содержание, объем и порядок изучения дисциплины, то теперь сюда входит перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций, перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций, перечень типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных в дисциплине результатов образования (компетенций).

     

    Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО, ООО

    Во ФГОС начального и общего образования закреплено, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописано три способа, с помощью которых обеспечивается вариативность содержания программ.

     

    Требования к результатам освоения программы

    Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин.

     

    Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей

    В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы».

     

    Учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление. Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно.

     

    Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО

    Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе. При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать.

     

    Особенности обучения детей с ОВЗ

    ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ применять нельзя. Адаптированные программы на уровне общеобразовательной организации необходимо разрабатывать на основе ФГОС общеобразовательной организации. Здесь также предусмотрены вариации предметов.

     

    Использование электронных средств обучения, 18 дистанционных технологий

    Зафиксировано право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.

     

    Деление учеников на группы

    Зафиксировано, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить поразному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей.

     

    Информационно-образовательная среда

    Зафиксировано, что доступ к информационнообразовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения.

     

    Оснащение кабинетов

    Обновленные ФГОС устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественно-научного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования.

     

    Обеспечение учебниками и учебными пособиями

    Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебных пособий в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию. Учебники можно предоставить в печатной или в электронной форме.

     

    Психолого-педагогические условия

    В обновленных ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений.

     




Возврат к списку



hand-icon.pngОбнаружили в тексте ошибку? Нажмите Ctrl + Enter